Святитель Николай Сербский (Велимирович)
Господь наш Иисус Христос посетил землю в силе и смирении, чтобы научить людей боголюбию и человеколюбию. Люди сами по себе бессильны; боголюбие исполняет их сил. Люди сами по себе кичливы; человеколюбие исполняет их смирения.Боголюбие порождает и человеколюбие. Ощущение Божественной силы порождает смирение. Всякое человеколюбие без боголюбия ложно; а всякая иная сила, кроме Божественной, кичлива и немощна. Но человек избрал нечто третье, не являющееся ни боголюбием, ни человеколюбием. Он избрал самолюбие - стену, отделяющую его от Бога и людей и обрекающую на полное одиночество. Любя исключительно себя самого, человек не любит ни Бога, ни человека. Он не любит человека даже в себе самом. Он любит лишь свое мнение о себе, свой самообман. Если бы он любил человека в себе, то в то же время он любил бы в себе и образ Божий и вскоре стал бы боголюбивым и человеколюбивым. Ибо он искал бы и в других людях человека и Бога, предметы своей любви.
То, что Господь Иисус Христос исцеляя скорченную женщину в субботу показывает, что Закон для человека, а не человек для Закона. Никакие «важные» обстоятельства, никакие «уважительные» и даже «священные» причины не могут служить препятствием к свершению дел любви и милосердия так, как человек дороже любых причин и обстоятельств.
Добрые дела нужно творить не рассуждая, в тот время и там, где представляется для этого возможность.
10 В одной из синагог учил Он в субботу;
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
Каким окаменелым бездушием веет от слов фарисея. Как будто не великое чудо свершилось на его глазах, не от долголетней неизлечимой болезни исцелена скорченная.
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить?
Господь назвал его за это лицемером, как Он обыкновенно называл фарисеев, указав этим, что его негодование вызвано не мнимым нарушением субботнего покоя, а простой завистью ко Господу. При этом Господь объяснил, что в субботу не запрещается делать добрые дела, если допустимы даже необходимые житейские дела, такие как, к примеру, забота о домашнем скоте.
Законник негодовал, поскольку не мог радоваться вместе с исцеленной женщиной, потому что давно уже омертвел душой и не желал добра никому, кроме себя. Собственным богатством, своей домашней скотиной он дорожил больше, чем всеми «сынами и дочерями Авраама».
Слово Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия 21 ноября 2016 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя на торжественном акте, посвященном 70-летию Святейшего Патриарха Кирилла
Ваши Святейшества и Блаженства – Предстоятели Поместных Православных Церквей!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Сегодня великий день для всей полноты Русской Православной Церкви. Сегодня мы празднуем знаменательный юбилей 70-летия нашего Святейшего Патриарха, Предстоятеля Русской Православной Церкви, светильник для которой некогда возжег в древнем Киеве святой равноапостольный великий князь Владимир, и ветви которой распространились на все княжества необъятной Руси.
Сегодня Русская Православная Церковь обнимает любовью во Христе и пастырской заботой не только Русь, но и иные народы, имеющие отношение к Владимирову крещению, и во главе этой огромной Церкви Господь поставил Вас, Ваше Святейшество.
Это тяжелый крест, который Вы несете с высоким достоинством. Мы радуемся, имея Первосвященника, который разделяет с нами наши скорби и участливо молится за всех нас. Мы просим Бога, чтобы светильник Вашего Патриаршего служения еще много лет возжигал сердца человеческие огнем Божественной любви и ревности по хранению чистоты Православной веры.
21 ноября 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялся торжественный акт, посвященный 70-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам собрания со словом.
Ваши Святейшества, Ваши Блаженства, возлюбленные во Христе собратья-архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно благодарю всех, кто оказал мне честь своим участием в торжествах по случаю моего 70-летия.
Особую признательность хотел бы выразить досточтимым Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Тронут вашими теплыми словами и тем вниманием, которое вы мне оказали, прибыв лично для того, чтобы поздравить меня, несмотря на всю свою занятость и трудности, связанные нередко с решением тех проблем, с которыми вы сталкиваетесь каждый день, неся свое высокое Первосвятительское служение. Искренне благодарен присутствующим здесь главам делегаций Поместных Православных Церквей и их честным спутникам. Радуюсь тому, что сегодня здесь представлена вся полнота Вселенского Православия.
– Расскажите, пожалуйста, что вы переживали во время своего монашеского пострига.
– Это было — как новое крещение. Вроде постриг – такое действие: взяли ножницы, остригли волосы, почитал свои обеты, прочитали молитвы надо мной, но было ощущение обновления души, как будто я стал другим человеком. Как это случилось – я себе не могу объяснить как-то логически, но я почувствовал себя другим человеком, совершенно другим человеком.
(Беседа с митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом, наместником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры о Рождественском посте)
— Ваше Высокопреосвященство, мы приближаемся к одному из величайших праздников Православной Церкви — Рождеству Христову, событию абсолютно уникальному, единственному в истории человечества. Начинается Рождественский пост, который нас готовит к встрече Христа Богомладенца. Сегодня мы живем, к сожалению, в такое время, когда день Рождества Христова для многих стал праздником подарков и не более. Просим Вашего доброго слова о правильной подготовке к этому событию и его значении в жизни человека.
— Я очень благодарен Вам, отец Иларион, но ответ на данный вопрос уже дан Вами в самом вопросе. Жизнь человека не заключается только в обмене подарками. Сама жизнь для человека это — дар Божий, величайший подарок, данный Богом.
Как мы предуготовим свою жизнь здесь на земле, такая она будет и в вечности. Поэтому правильное отношение к празднованию — это благоговение и радость от того, что в мир родился Спаситель, прославление Господа. А дарить подарки в этот день — далеко не главное.
Евангелие от Луки 12
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. (Лк.12:16-21)
(Евангелие от Луки, 66 зачало, глава XII стихи 16-21)
Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник, который пришел к нам из Церковного Предания. В это день христиане вспоминают, как святые Иаоким и Анна привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм. Так родители Богородицы исполнили свой обет — обещание посвятить долгожданную дочь Богу. Мы расскажем об истории, особенностях и традициях праздника.
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — так полностью называется праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря (по новому стилю). Это второй двунадесятый богородичный праздник церковного года. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и богородичные (посвященные Божией Матери).
В этот день православные христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь — Пресвятую Богородицу — в Иерусалимский Храм. Сделали они это, чтобы исполнить свой обет перед Господом — посвятить дочь служению Ему. С этого дня Дева Мария жила при Иерусалимском Храме — до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу.
Мы не найдем упоминания о событиях этого праздника в канонических Евангелиях, но о нем нам говорит Церковное Предание (которое почитается наравне со Священным Писанием). А именно — «История Иакова о рождении Марии», или «Протоевангелие Иакова» (II век), и «Евангелие Псевдо-Матфея» (латинская версия детства Девы Марии и Иисуса, сложившаяся к IX—X векам, но основанная на более ранних «евангелиях детства»).
Согласно установленной Православной Церковью традиции после дня памяти святого апостола Филиппа (28 ноября по н. ст.) начинается Рождественский пост, который называют также и Филипповым. Длится он 40 дней и заканчивается 6 января, в канун Рождества Христова. Пост этот не является таким строгим, как Великий или Успенский, разрешается вкушение рыбы, за исключением среды и пятницы, а также в период пения трипеснца на повечерии незадолго до наступления праздника Рождества Христова.
В первый воскресный день Филиппова поста после праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, который совершается 4 декабря, поется катавасия «Христос раждается, славите», тем самым Православная Церковь дает нам возможность духовно подготовиться к этому великому торжеству, дает понимание того, что с момента Рождения на свет Христа Спасителя начинается новая эра в истории человечества, в которой каждый человек, уверовавший во Христа, становится причастником новой реальности – участия в бытии Церкви, где все мы призваны ко спасению.
Лк.,XVI, 19-31.
Сказал Господь такую притчу: некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Господь показывает нам очень яркими, понятными каждому картинами, жизнь человеческую на земле, как она может быть лишена, по-видимости, всяких скорбей, и как она может проходить в сплошных страданиях. Евангельская притча о богаче и о нищем Лазаре хорошо нам известна.
Поучение
в 22 неделю по Пятидесятнице, сказанное 9 ноября (27 октября) 1919 г. в Университетской церкви Петрограда.
В предлагаемой сегодня нашему вниманию евангельской Притче о богаче и бедном Лазаре обращает на себя внимание просьба богача к Аврааму послать Лазаря на землю к оставшимся живым братьям – предупредить их о тяжких муках, постигших богача за забвение бедных, чтоб и те, братья его, «не пришли на место мучения». Авраам ответил: «имеют книги Моисея и пророков – пусть слушают их». А на возражение богача, что очевидное чудо – если б кто из мертвых воскрес – скорее расположило бы их к покаянию, Авраам ответил: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят».
В нынешнем Евангелии, возлюбленные братья и сестры, изображено Самим Господом нашим Иисусом Христом видимое неравенство состояния и жизни людей в здешней, временной жизни и сообразно тому неравенство участи людей в другой, загробной жизни, конца не имеющей. Это Евангелие в высшей степени поучительно для всех нас, для людей всякого состояния и звания. Речь идет об одном богатом человеке, имя которого не упомянуто, и об одном нищем по имени Лазарь (Лк. 16, 19-31).