Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря.
21 июля 2016 года в День явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани 1579 года в нашем Свято-Казанском Храме была совершена праздничная Божественная Литургия. Разделить духовную радость общины прибыли священнослужители Свято-Никольского собора города Котовска Одесской области настоятель протоирей Борис Мачок, протоирей Павел Левищенко и протоирей Владимир Плотник – настоятель храма Апостола Андрея Первозванного с. Чехи Котовского района и другие клирики, и миряне г. Херсона и области.
По окончании Богослужения настоятель Храма архимандрит Николай Бузыка поздравил всех присутствующих с праздником обретения Казанской иконы Божьей Матери.
Отец Николай пожелал всем помощи по молитвам Богородицы, ибо Ей, по особой Материнской близости к Сыну Её и Богу, « дадеся благодать молиться за ны, и ходатайствовать за нас. Поверив в Силу Её ходатайства мы, по руководству Церкви, просим Её умолить Господа « да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша.» Но уповая на Её помощь, мы сами должны напрягать наши силы для победы над бесовскими искушениями, ибо помощь даётся только труждающимся, а не ленивым. Только при этом условии мы можем надеяться одержать победу над врагами нашего спасения под знамением Взбранной Воеводы.
игумен Леонтий (Козлов)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали повествование об обращении Закхея, которое перекликается с молитвой мытаря, с возвращением блудного сына и плачем Адама, с теми образами глубокого покаяния, которыми Церковь постепенно вводит нас в спасительное время Святой Четыредесятницы.
Всех вас приветствую, паства моя возлюбленная, с воскресным днем сегодняшним! По милости Божией, провели мы зимние праздники – шумные, радостные, торжественные. Кончился вертеп уже, кончилось Рождество, освятили воду, искупались. Многие купались в купели? А ну, руки-то поднимите! И все? Остальные – трусы все. Вот и я – «смелый» такой. Как посмотрел в эту холодную воду, мне аж холодно стало – я и назад. И в купели побывали иорданской. И дай, Господи, иорданской водой побеждать всякую нечисть, дьявола. И чтобы Иорданская Великая Агиасма хранилась в каждом доме, в каждом святом углу и была нам эта вода святая в утешение, во исцеление и духовную радость. С Великой Агиасмой ничего не страшно. Только не храните ее где-то среди горшков. Как однажды, помню, пришел причащать больного, спрашиваю: «Водички дайте мне, пожалуйста, святой». Хозяйка искала-искала в шкафчике кухонном, в столике. Достает бутылку: «Оцэ свята вода». Я как открыл, чуть нюхнул – а то бурячный, такой вонючий самогонище! Я чуть его в чашу не налил. Думаете, в таком доме благодать будет? Абсолютно нет. Там благодати никогда не будет. Там самогоном пропахли все, воняют, и по смерти будут вонять мерзостью. Святая водичка в святом углу всегда стоит, как святыня великая, наравне с иконами, подписана, что это святая вода иорданская. Как мы благоговеем перед святыней, такую и благодать получаем.
Преподобный Роман Сладкопевец
![]() |
Сретение Господне. Фреска монастыря Дионисиат, Афон |
Хор ангелов да изумляется чуду,
мы же, земные, гласами воскликнем песнь,
видя неизреченное схождение Бога:
ибо пред Кем трепещут небесные силы,
Того ныне старческие восприемлют руки,
– Единого Человеколюбца.
![]() |
Сретение Господне. Деталь фрески. Сретенский монастырь |
Один из самых известных псалмов – 90-й: «Живый в помощи Вышняго». У нас он читается в чине шестого часа, на панихидах и погребении. Его мы также читаем, желая оградить себя Божественной помощью в сложных или даже опасных обстоятельствах. Подобным образом он использовался и в иудейской традиции. Его читали на погребениях, в утренних молитвах и в молитвах субботы. Это, кроме прочего, значило и то, что псалом был хорошо известен всем сынам Израиля. Псалом составлен так, что речь в нем ведется от лица наставника, перечисляющего наставляемому различные блага, проистекающие из надежды на Бога. А заканчивается псалом тремя стихами, произнесенными уже от лица Самого Бога. Последний стих звучит так: «Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое».
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, возлюбленные братья и сестры, мы с вами собрались в этом святом храме для того, чтобы вместе с Церковью совершать празднование Сретения Господня. Среди многих песнопений этого праздника есть одно, которое обычно известно каждому христианину и которое с особым теплом в душе воспринимается каждым. Это песнь праведного Симеона Богоприимца—Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Когда Святая Церковь или читает, или поет это песнопение, то многие с большой сосредоточенностью, с большим чувством в своей душе в это время молятся, некоторые — коленопреклоненно.
Игумен Нектарий (Морозов)
Время от времени в жизни каждого из нас бывает, наверное, момент, когда хочется оглянуться и подвести некоторые итоги, дать, по крайней мере, самому себе отчет: что успели мы в жизни хорошего и важного сделать. Или хотя бы так: что с нами в жизни важного, хорошего произошло? И вот вроде бы уже прожито и сделано что-то — и то, и это, и что-то еще… А чем похвалиться, не знаешь — нечем. И в том какой-то недостаток, и в этом изъян, и еще что-то — совсем никуда не годится. Что же до происходившего… Многое происходило, но и из этого что выделить, что на первое место поставить, не всегда сразу поймешь: одно с другим спорит, соревнуется, соперничает. Впрочем, нет, есть то, с чем ничего в ряд не станет. Встреча. Самая главная в жизни. Решающая. Поворотная. Встреча с Богом. Наш собственный праздник Сретения. Мы можем не помнить его дату, не иметь его «иконы», запамятовать какие-то связанные с ним обстоятельства. И все равно — если этот день был, если встреча состоялась, то все не зря: есть точка, из которой наша жизнь может уже не развиваться по горизонтали, а превратиться в вертикаль, в которой время соприкасается с вечностью, а сама вечность приоткрывается для нас.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Событие, давшее начало двунадесятому празднику, в духовном отношении многомерно. Русское слово встреча не передает главного значения церковно-славянского понятиясретение. Встречаются обычно равные. «А здесь, – как заметил митрополит Вениамин (Федченков), – более подходяще славянское слово “сретение”, ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему, людей, встречающих Бога» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С. 170–171). Событие в Иерусалимском храме имеет особую значимость.
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом (590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами).
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Голубой цвет священнических одежд символизирует чистоту и целомудрие. В праздники, посвященные Божией Матери служба совершается в облачениях голубого цвета, потому что Пресвятая Богородица, будучи избранным сосудом благодати Святого Духа, являет собой небесную чистоту и непорочность.
Сретение Господне соединяет в себе черты Богородичного и Господского двунадесятого праздника. Продолжается он 8 дней: с 2/15 февраля до 9/22 февраля Главную мысль и основное настроение праздника выражает тропарь:
![]() |
Святая мученица Татиана |
Святая мученица Татиана родилась в древнем Риме от знатных родителей. Отец ее, трижды бывший консулом, был тайным христианином и отличался богобоязненностью. Свою дочь, святую Татиану, он воспитал в благочестии и страхе Божием, и научил ее Божественному Писанию. Когда святая Татиана достигла совершеннолетнего возраста, она восхотела проводить жизнь свою в девстве и целомудрии; невестой была она Христу; пламенея к Нему любовью, она ему единому служила день и ночь, молитвою и постом умерщвляя плоть свою и порабощая ее духу. За свою добродетельную жизнь она сподобилась послужить Церкви: она была поставлена диаконисой и, подобно бестелесным ангелам, служила Богу во плоти. И Христос Бог венчал невесту Свою мученическим венцом.
Проповедь Антония, митрополита Сурожского.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Исцеление Спасителем Христом в субботний день женщины, которая восемнадцать лет была согнута болезнью – один из многих примеров подобных исцелений именно в день субботний, то есть в день, когда по израильскому закону человеку не полагалось совершать никаких дел: полагалось отдыхать.
Этот отдых был установлен как бы символом того, что в седьмой день Господь почил от дел Своих, сотворив мир. Этот день субботний, этот седьмой день был днем, когда человек должен был отдохнуть: не просто отвернуться от тех трудов, которые приносили ему наживу или были всецело обращены к земле, но собрать в себе новые силы жизни.. Такое же установление было о земле: седьмой год был годом отдыха земли: поле, которое пахали шесть лет, на седьмой год не пахали, давали ему отдохнуть, и только на восьмой год, то есть в первый год новой седмицы, его вновь вспахивали. И опять: центр тяжести этого закона в том, чтобы в этот год собрались новые жизненные силы и потом .могли бы расцвести.
Евангелие гл.10, ст.25-37, о милосердном самарянине
В то время, один законник приступил ко Иисусу и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, о милосердном самарянине
Так поступай, и будешь жить. Лк. 10, 28
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Как далеко отходим мы от Господа Вселюбящего, когда начинаем делить людей на своих и чужих, когда затворяем врата своих сердец для тех, к кому могли бы проявить любовь и участие, лишь потому, что они придерживаются иной веры или принадлежат к другому народу. Если это действительно так, то смертно согрешаем мы, ибо умерщвляем в себе завещанное Христом Спасителем великое учение любви, кощунственно превращая его в пустую букву. Тогда никакие обряды, никакие молитвы, никакое внешнее благочестие не спасут нас, поскольку уподобляемся мы ветхозаветным фарисеям и книжникам, окрашенным гробам (Мф. 23, 27), красивым снаружи, но заполненным прахом.
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена послебитвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
История установления
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель.Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.