Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Гал.6:11-18. – За­ча­ло 215)

[Об­ре­за­ние и Крест Хри­стов]

Бра­тья, по­смот­ри­те, ка­ки­ми боль­ши­ми бук­ва­ми я на­пи­сал вам сво­ей ру­кой[1]. Все те, ко­то­рые же­ла­ют по­кра­со­вать­ся в пло­ти, при­нуж­да­ют вас к об­ре­за­нию, лишь бы не быть го­ни­мы­ми за Крест Хри­стов. Ведь об­ре­зы­ва­ю­щи­е­ся и са­ми не со­блю­да­ют За­кон, но же­ла­ют ва­ше­го об­ре­за­ния, чтобы по­хва­стать­ся в ва­шей пло­ти.

А я не же­лаю хва­лить­ся, раз­ве толь­ко Кре­стом Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, ко­то­рым для ме­ня мир рас­пят, и я – для ми­ра. Ведь во Хри­сте Иису­се ни­че­го не зна­чит ни об­ре­за­ние, ни необ­ре­за­ние, но но­вое со­зда­ние. Тем, ко­то­рые по­сту­па­ют по это­му пра­ви­лу, – мир и ми­лость им, и Из­ра­и­лю Бо­жию.

В осталь­ном же ни­кто не отя­го­щай[2] ме­ня, по­то­му что я но­шу клей­ма (зна­ки)[3] Гос­по­да Иису­са в те­ле мо­ём (то есть «в се­бе». – Ю. Р.). Бла­го­дать Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста со ду­хом ва­шим, бра­тья. Аминь.


Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Ин.3:13-17. – За­ча­ло 9)

[Из бе­се­ды с Ни­ко­ди­мом: смысл при­ше­ствия Хри­ста в мир]

[Ска­зал Гос­подь:] 13И ещё ни­кто не вос­хо­дил на небо, как толь­ко Со­шед­ший с неба, Сын Че­ло­ве­че­ский, пре­бы­ва­ю­щий на небе. 14И как Мо­и­сей воз­нёс змею в пу­стыне, так дол­жен быть воз­не­сён Сын Че­ло­ве­че­ский[4], 15чтобы вся­кий ве­ру­ю­щий в Него (не по­гиб, но) имел жизнь веч­ную.

16Ведь так по­лю­бил Бог мир, что от­дал Сы­на Сво­е­го Еди­но­род­но­го, чтобы каж­дый ве­ру­ю­щий в Него не по­гиб, но имел жизнь веч­ную.

17Ведь не по­слал Бог Сы­на Сво­е­го в мир, чтобы Он су­дил мир[5], но чтобы мир спа­сён был через Него.


При­ме­ча­ния к Апо­столь­ско­му и Еван­гель­ско­му чте­ни­ям

[1] На­пи­сал «боль­ши­ми бук­ва­ми» не весь текст, а лишь эту фра­зу, слу­жа­щую опо­зна­ва­тель­ным зна­ком ав­тор­ства По­сла­ния, про­дик­то­ван­но­го, как бы­ло при­ня­то в ан­тич­ной эпи­сто­ло­гра­фии, та­хи́гра­фу («ско­ро­пис­цу»). Смот­ри­те ана­ло­гич­ное ме­сто в апо­столь­ском чте­нии 13-й Неде­ли по Пя­ти­де­сят­ни­це.

[2] Бук­валь­но, «не воз­ла­гай бре­ме­ни» или «не до­став­ляй мне труд­но­стей». Здесь ре­зю­ми­ру­ет­ся смысл все­го по­сла­ния к Га­ла­там: или «раб­ство» Иису­су, или – «неудо­бо­но­си­мым» бре­ме­нам Мо­и­се­е­ва За­ко­на. Или – или. Ни­кто не мо­жет слу­жить двум гос­по­дам. (Бла­го­да­рю за разъ­яс­не­ние это­го «тем­но­го» ме­ста мо­е­го дру­га ар­хи­манд­ри­та Иан­ну­а­рия (Ив­ли­е­ва). – Ю. Р.).

[3] Греч. сти́гма­та – раб­ские клей­ма на те­ле, зна­ки при­над­леж­но­сти то­му или ино­му гос­по­ди­ну. В ре­ли­ги­оз­ном смыс­ле, как знак при­над­леж­но­сти Бо­гу, у иуде­ев – это об­ре­за­ние (ви­ди­мый знак на край­ней пло­ти), у хри­сти­ан – кре­ще­ние и воле­вая все­це­лая пре­дан­ность Бо­гу (неви­ди­мые зна­ки-стиг­ма­ты). Па­вел – раб Хри­стов и не бу­дет под­чи­нять­ся боль­ше ни­ко­му. (В скоб­ках за­ме­тим, что ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к кро­во­то­ча­щим «стиг­ма­там» на ру­ках и но­гах неко­то­рых эк­заль­ти­ро­ван­ных ми­сти­ков это ме­сто не име­ет.

[4] Мед­ный змей, при­би­тый к ше­сту Мо­и­се­ем, спа­сал из­ра­иль­тян, смот­ря­щих на него, от уку­са змей в пу­стыне (Числ.21:6-9). Под­ня­тый на крест Сын Бо­жий спа­са­ет всех, ве­ру­ю­щих в Него. Это один из вет­хо­за­вет­ных «про­об­ра­зов», окон­ча­тель­ный смысл ко­то­ро­го рас­крыл Сам Хри­стос.

[5] «Су­дить» – зна­чит осу­дить, при­знать негод­ным, от­верг­нуть. Но Хри­стос не «су­дил», а вос­ста­но­вил весь мир в егоиз­на­чаль­ном до­сто­ин­стве! Мы с мо­мен­та Его вос­кре­се­ния жи­вём в раю. Рас­пя­тие и вос­кре­се­ние – не про­сто «факт Его био­гра­фии», не име­ю­щий, буд­то бы, от­но­ше­ния к на­ше­му зем­но­му ми­ру, с чем неволь­но со­гла­ша­ют­ся пес­си­ми­сты, уны­ло твер­дя­щие о де­гра­да­ции зем­ной ис­то­рии и ско­ром «кон­це све­та» (для них «ав­то­ри­тет» не Хри­стос, а Но­стра­да­мус и безум­ная сле­пая ста­ру­ха). В этом слу­чае – для скеп­ти­ков – «Хри­стос на­прас­но умер» (Гал.2:21)! Необ­хо­дим вы­бор.


Юрий Ру­бан, канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


Про­по­ведь в Неде­лю пе­ред Воз­дви­же­ни­ем

Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний (Блум)

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

В се­го­дняш­нем апо­столь­ском чте­нии апо­стол Па­вел нам го­во­рит, что кре­стом Хри­сто­вым мир рас­пят для него и он, Па­вел, рас­пят для ми­ра. Что это зна­чит? Па­вел не был рас­пят физи­че­ски, не был рас­пят и мир; но в древ­нем по­ни­ма­нии этот об­раз го­раз­до яс­нее. При рас­пя­тии обе ру­ки жерт­вы на­силь­ствен­но, без­жа­лост­но раз­ни­ма­лись врозь и при­гвож­да­лись ко кре­сту, так что ни­ко­гда, ни­ко­гда они не мог­ли боль­ше встре­тить­ся, – вот о чём го­во­рит Па­вел. Кре­стом Хри­сто­вым мир был от­торг­нут от него и стал ему пол­но­стью чуж­дым. Это мир, ко­то­ро­го он не мо­жет и не хо­чет боль­ше до­стичь, ко­то­рый не толь­ко от­нят у него, но ко­то­рый и он от­вер­га­ет, от­тал­ки­ва­ет от се­бя. Па­вел ста­но­вит­ся чуж­дым ми­ру, по­то­му что мир не мо­жет боль­ше при­нять его на усло­ви­ях Хри­сто­вых – на прин­ци­пи­аль­но но­вых усло­ви­ях жиз­ни Пав­ла.

Ко­гда мы слы­шим та­кие сло­ва и пе­ред на­ми про­хо­дят та­кие об­ра­зы, – то мы долж­ны за­ду­мать­ся о се­бе са­мих.

Сна­ча­ла Па­вел (фа­ри­сей Савл) был вра­гом Хри­ста. Он от­пра­вил­ся из Иеру­са­ли­ма в Да­маск для то­го, чтобы ис­тре­бить Его уче­ни­ков, ко­то­рых он счи­тал об­ман­щи­ка­ми и ху­ли­те­ля­ми (Мо­и­се­е­ва За­ко­на), но на пу­ти он встре­тил Хри­ста ли­цом к ли­цу. И в это мгно­ве­ние Хри­стос стал его Гос­по­дом, стал его Бо­гом, и не оста­лось ни­че­го, кро­ме Хри­ста, что бы­ло бы для Пав­ла сколь-ни­будь значи­мым. Его серд­це бы­ло до­ста­точ­но ве­ли­ким, чтобы, услы­шав при­зыв Хри­ста, ото­звать­ся на него всем су­ще­ством, всей жиз­нью, что бы с ним по­сле это­го ни про­изо­шло.

Этот рас­сказ о рас­пя­тии мы слы­ша­ли очень ча­сто: боль­шин­ство из нас – с дет­ства, дру­гие же – с мо­ло­дых лет. И ведь бы­ло мгно­ве­ние, ко­гда на­ше дет­ское во­об­ра­же­ние ото­зва­лось на него глу­бо­ким чув­ством! А по­том мы ста­ли – как бы­ва­ет со все­ми на­ми – невос­при­им­чи­вы­ми, нечут­ки­ми к этой эмо­ции: она ста­ла фак­том на­шей ве­ры, но пе­ре­ста­ла бытьсо­бы­ти­ем на­шей жиз­ни... А ведь апо­стол Па­вел го­во­рит, что для него Хри­стос – всё в жиз­ни. И это так! Ведь ес­ли Хри­стос дей­стви­тель­но то, чем (или Тот, Кем) Он был, – то что же мож­но по­ста­вить ря­дом, что мо­жет срав­нить­ся с этим?

За­ду­май­тесь на мгно­ве­ние, что слу­чи­лось бы, ес­ли бы кто-ни­будь – ко­го вы лю­би­те или кем вос­хи­ща­е­тесь – ока­зал­ся жерт­вой на­си­лия, убий­ствен­ной же­сто­ко­сти дру­гих лю­дей? При этом он стал жерт­вой по­то­му, что бо­рол­ся за то, что для него бы­ло важ­нее, чем его соб­ствен­ная жизнь: он бо­рол­ся за твою жизнь, чтобы спа­сти лич­но те­бя! Мог­ли бы вы (все мы) вер­нуть­ся к то­му, что ста­ло при­чи­ной его смер­ти? Мог­ли бы вы по­сле это­го и даль­ше иг­рать жиз­нью? Мог­ли бы мы и да­лее жить без­рас­суд­но? Мог­ли бы мы из­брать зло, хо­тя бы пы­та­ясь при­укра­сить его так или этак? Мог­ли бы мы тво­рить что-ли­бо, зная, что из-за на­ше­го по­ступ­ка (пусть пу­стяч­но­го, но убий­ствен­но­го!) лю­би­мый на­ми че­ло­век – или про­сто во­об­ще че­ло­век, ко­то­рым мы вос­хи­ща­лись и лю­би­ли – дол­жен уме­реть? Пья­ный во­ди­тель ав­то­мо­би­ля – один из при­ме­ров, но есть мно­го пу­тей, на ко­то­рых мы бы­ва­ем раз­ру­ши­тель­ны один для дру­го­го...

И есть ге­ро­и­че­ские пу­ти, на ко­то­рых лю­ди от­да­ют жизнь за дру­гих, по­то­му что эти дру­гие бы­ли без­рас­суд­ны и без­от­вет­ствен­ны. Они не бы­ли так уж греш­ны, как им ка­за­лось, а про­сто без­рас­суд­ны! Но это без­рас­суд­ство ве­ло к смер­ти дру­го­го...

Ка­ко­во же на­ше со­сто­я­ние? Мо­жет ли кто-ли­бо из нас по­вто­рить сло­ва, ска­зан­ные апо­сто­лом Пав­лом в его По­сла­нии к Га­ла­там (или в дру­гом По­сла­нии), что для него жизнь – это Хри­стос? Хри­стос – это жизнь, и Па­вел же­лал бы уме­реть вме­сте с Ним, по­то­му что обык­но­вен­ная «зем­ная жизнь» – это раз­лу­ка со Хри­стом, а его един­ствен­ное стрем­ле­ние – быть вме­сте с Ним.

За­ду­ма­ем­ся над эти­ми сло­ва­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Они не осуж­да­ют нас и не об­ви­ня­ют – они нас при­зы­ва­ют. Па­вел го­во­рит: я знаю, что зна­чит най­ти веч­ную жизнь, я знаю, что зна­чит най­ти Хри­ста, най­ти всё, что в жиз­ни име­ет цен­ность, в про­ти­во­по­лож­ность все­му то­му, че­му мы раб­ски слу­жим... Най­ди это, – ска­зал бы он нам, – вер­нись об­рат­но в свою ду­шу, в своё про­шлое – к пер­во­му мгно­ве­нию, ко­гда Хри­стос во­шел в твою жизнь и в твоё серд­це, – к мгно­ве­нию ди­ва, чу­да, ра­до­сти и осво­бож­де­ния, – а за­тем помни это и жи­ви этим, от­ло­жив всё тем­ное, всё мерт­вя­щее, без­жиз­нен­ное, урод­ли­вое. Вы­бе­ри свет, вы­бе­ри жизнь, вы­бе­ри ра­дость. Всё это со­дер­жит­ся в име­ни Бо­жи­ем и в люб­ви Бо­жи­ей во Хри­сте. Аминь!

ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Статистика посещения

Количество просмотров материалов
671393

УПЦ Херсоно-таврической епархии Свято-Казанская община Чернобаевского благочиния
пгт. Чернобаевка, ул. Октябрьская, 46-а (Новый Храм),
ул. Первомайская 64 (старый Храм),
+38 050 287 28 61; +38 096 591 70 94 - Церковная лавка,
тел. (0552) 777 095
Храм Свято-казанской иконы Божией Матери © 2009 - 2018