Неделя 26-я по Пятидесятнице // о милосердном самарянине

Евангелие гл.10, ст.25-37, о милосердном самарянине

В то время, один законник приступил ко Иисусу и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, о милосердном самарянине

Так поступай, и будешь жить. Лк. 10, 28

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Как далеко отходим мы от Господа Вселюбящего, когда начинаем делить людей на своих и чужих, когда затворяем врата своих сердец для тех, к кому могли бы проявить любовь и участие, лишь потому, что они придерживаются иной веры или принадлежат к другому народу. Если это действительно так, то смертно согрешаем мы, ибо умерщвляем в себе завещанное Христом Спасителем великое учение любви, кощунственно превращая его в пустую букву. Тогда никакие обряды, никакие молитвы, никакое внешнее благочестие не спасут нас, поскольку уподобляемся мы ветхозаветным фарисеям и книжникам, окрашенным гробам (Мф. 23, 27), красивым снаружи, но заполненным прахом.


Кто мой ближний? (Лк. 10, 29), – спрашивал Иисуса Христа лукавый законник, и Господь ответствовал притчей о милосердном самарянине. Эту притчу каждый христианин должен постоянно помнить, нести в своем сердце, сверять по ней свою жизнь.

Спаситель рассказывает о неком еврее, которого ограбили, раздели и жестоко изранили разбойники. Истекая кровью, лежал он в пыли и ждал, что кто-нибудь милосердный поможет ему в беде, спасет от смерти.

И вот в глазах несчастного блеснула надежда. На дороге появился путник. Это был тоже еврей, и не просто еврей, но иудейский священник, служитель Бога Всевышнего, ревнитель Ветхого Завета, предписывающего нерушимое единство и братство избранного еврейского народа. «Конечно же священник, святая душа, сейчас подбежит ко мне, он сделает все, чтобы помочь мне, своему брату по крови и вере», – так думал страдалец с ликованием. Но нет! Важный священник в пышном одеянии проследовал мимо, даже взглядом не удостоив испачканного кровью и пылью человека, лежавшего при дороге. Он шествовал, подняв глаза к небу, упиваясь собственной благочестивостью, погрузившись в мысли о предстоящем богослужении. Напыщенный обрядовер, он не понимал, что своей жестокой показной ревностью служит не Богу, а коварному диаволу.

Этот лжеслужитель Божий знал наизусть Пятикнижие Моисеево. В памяти его запечатлелась и строка из книги Левит: люби ближнего твоего, как самого себя (19, 18), но с таким же успехом можно было записать эти священные слова на холодном камне, сухой глине или сыпучем песке.

Вторым путником, которого увидел истерзанный разбойниками еврей, оказался левит. Это был тоже служитель алтаря Иерусалимского храма, но рангом пониже первого, не такой спесивый и гордый. Он остановился, посмотрел на раненого, однако тоже прошел мимо. Возможно, левит и хотел было выручить попавшего в беду соплеменника, но это показалось ему слишком затруднительным. У левита были другие дела, он торопился – вероятно, затем, чтобы вместе с недавно прошедшим здесь священником «послужить Богу» в храме. Этому суетливому прислужнику алтаря и в голову не пришло, что в таких обстоятельствах единственно возможное служение Богу – это помощь несчастному.

Так символом омертвевшего учения Ветхого Завета прошли мимо страдающего человека иудейские священнослужители. О таких говорит Господь: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, вы – как гробы скрытые (Лк. 11, 44). Потому-то из рук этих духовных мертвецов и изъял Сын Божий животворящее Божественное Откровение, обновил Его примером Своей Любви, дабы воссияло оно не только иудейскому народу, но и всему возрожденному человечеству. В этой благой вести – сокровенный смысл притчи о милосердном самарянине.

Покинутый равнодушными иудейскими священнослужителями, израненный еврей все лежал в придорожной пыли. Он продолжал надеяться, ведь надежда не оставляет человека до последнего его дыхания. И вот на горизонте показалась фигура третьего путника, ехавшего верхом на осле. По мере того, как очертания этой фигуры становились отчетливее, надежда в сердце еврея угасала и наконец совсем угасла. Путник оказался самарянином.

Между евреями и самарянами была вражда. В те времена, когда большая часть иудеев находилась в вавилонском плену, оставшееся на родине еврейское простонародье смешалось с язычниками – так образовалось племя самарян. Высокомерные иудеи презирали самарян за их «нечистую» кровь (современные сионисты назвали бы их «гоями»), а самаряне платили гордецам ненавистью.

Если уж священник и левит не оказали милости попавшему в беду еврею, то какой помощи мог он ждать от самарянина? В лучшем случае тот плюнет в его сторону, в худшем – изобьет его, беспомощного, до смерти. Поэтому, когда самарянин спешился и склонился над ним, несчастный еврей весь сжался, не испытывая ничего, кроме страха.

Но что это? Самарянин достает из дорожных вьюков сосуды с вином и елеем и возливает целительную жидкость на раны страдальца. Самарянин усаживает еврея, представителя ненавистной высокомерной расы, на своего осла, а сам идет пешком. Самарянин довозит его до гостиницы, снабжает одеждой, из своего кармана платит за содержание и лечение еврея, да еще обещает приплатить на обратном пути, если денег не хватит. Ничего не требует самарянин в награду за помощь – ведь что взять с несчастного еврея, если того обобрали до нитки. И еврей, придя в себя после пережитых потрясений на мягкой постели, окруженный заботами врачей, недоумевает: что это за чудесный самарянин, как объяснить его поступки?

Языческим миром того времени правили насилие, корысть и разнузданные страсти. Но даже известный еврею закон справедливости гласил: око за око, зуб за зуб. Почему же самарянин, вместо того чтобы выместить на еврее унижение своих соплеменников, сделал ему столько добра? Ветхий Завет предписывал любовь к своему народу и отчуждение от всех остальных. Почему же самарянин не проехал мимо чужака, а спас его?

Самарянин из евангельской притчи был сыном Нового Завета. Ему было все равно, к какому народу принадлежит, какую религию исповедует, какое общественное положение занимает встреченный им несчастный, – он видел перед собой страдающего человека, и сердце его возгорелось состраданием. Там, где люди живут по закону любви, нет места ни межнациональной, ни межрелигиозной, ни какой-либо иной вражде.

Велика сила милосердия, явленного самарянином. Даже коварный законник, будучи спрошен Спасителем: кто... был ближний попавшемуся разбойникам? (Лк. 10, 36), –

вынужден был ответить: оказавший ему милость (Лк. 10, 37). Думается, что спасенный самарянином еврей отучился от высокомерного взгляда на другие народы и сам понес в мир доброту и милосердие.

Попав в беду, каждый из нас мечтал бы встретить такого же щедрого и любвеобильного человека, как евангельский самарянин. Но какой милости можем мы ожидать от других, если сами немилостивы? Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31), – говорит Господь наш Иисус Христос. И будь мы достойными высокого звания христиан, как светла и спокойна сделалась бы наша жизнь.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Мы живем на земле Средней Азии, народы которой славятся душевной теплотой и щедростью. Если кто-то в нынешнее смутное время забывает об этом, значит, у него очень короткая историческая память.

В страшные годы красного террора здесь укрывались от казни тысячи преследуемых за веру православных священников, иноков, инокинь: до них порой «не доходили руки» кремлевских богоборцев, а местное население помогало гонимым, давало им хлеб и кров. В то время здесь нашли приют сразу четыре епископа: Андрей (Ухтомский) в Ташкенте, а затем в Теджене; Василий (Зуммер) и Даниил (Троицкий) в Пенджикенте; Питирим (Лодыгин) в горах Тань-Шаня. На Среднеазиатской кафедре окончили свои земные дни сподвижники святого Патриарха Тихона митрополиты Арсений (Стадницкий) и Никандр (Феноменов). Стоит пройти только по одному ташкентскому Боткинскому кладбищу, чтобы понять, скольких православных молитвенников укрыла и упокоила эта добрая земля. И все десятилетия господства тоталитарного режима люди, гонимые за свои убеждения, приезжали сюда, потому что знали: здесь они смогут найти работу, получить образование, обрести землю под ногами.

А в годы войны? Сотни тысяч беженцев из оккупиро-ванных немцами краев нашли здесь приют и выжили – благодаря щедрости и доброте народов Средней Азии. А некоторые обрели и отчий кров – мы знаем много случаев усыновления здешними любвеобильными семьями русских детей-сирот.

Что до нас, нынешних, то каждому из нас, конечно, в свой час сделал добро узбек или киргиз, туркмен или таджик. По слову Священного Писания, народы Средней Азии – наши ближние, ибо оказали нам милость (Лк. 10, 37). Какие мы христиане, если из-за домыслов светской прессы или выходок экстремистов забываем об этом? Простой долг благодарности обязывает нас быть радушными и приветливыми с сыновьями этой земли. Если мы благотворим братьям и сестрам во Христе, это должно быть для нас так же естественно, как между членами одной семьи. Но вот если вам представится возможность сделать добро мусульманину, рассматривайте это как особенную к вам милость Божию.

Главенствующей религией Средней Азии является ислам. Для любого из нас вступать в какие-то богословские прения с мусульманами я считаю не только бесполезным, но и вредным – мы к этому не призваны и на это не способны, тем более сам русский народ в массе своей не знает основ Православия. Но мы видим, какую напряженность вносит в здешнюю жизнь безумная ревностность протестантских сект – они попросту дискредитируют христианство. Известны случаи, когда сектанты «обращали» местных жителей в свою веру посредством подкупа, за несколько сот долларов – это вопиет к Небесам, так поступать могут только враги Христовы! Ничего общего не имеет с такими лжехристианами-авантюристами Православная Церковь.

Единственно достойным и благотворным «спором» между представителями различных религий видится состязание в совершении дел милосердия, добра и братолюбия. «Если хотим, чтобы нам верили, будем жить хорошо, и если хотим, чтобы нас любили, будем любить», – говорит преподобный Исидор Пелусиот. Наша вина, если мы, называющие себя христианами, не распространяем вокруг себя чистый свет христианской любви, который бы согревал и притягивал к нам сердца человеческие.

Постигая великий урок милосердия ко всем людям без различия, который преподан в евангельской притче о самарянине, да воспримем мы всей душою заключающий эту притчу призыв Господень: иди, и ты поступай так же (Лк. 10, 37). Аминь.

Проповедь протоиерея Александра Шаргунова

 Законник - человек, искушенный в Писании, богослов - приступает ко Христу и спрашивает Его: «Учитель, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную? Какие заповеди должен я соблюсти?» И Господь спрашивает его в свою очередь: «Что говорит об этом Писание?» Мы должны обращаться к Писанию, когда мы ищем ответы на самые главные вопросы жизни. Когда у нас скорби и недоумения, мы должны спрашивать, что говорит об этом Писание, чтобы разрешить все, что неясно нам.

 Этот человек, законник говорит: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей мыслью твоей, всей крепостью твоей, и ближнего твоего, как самого себя». Слова Священного Писания знает законник. Но Господь спрашивает не только о том, знает ли он их. Он спрашивает: «Како чтеши - Как читаешь их?» - то есть «как их понимаешь». Эти слова знали все законники, точно так же как мы все знаем эти слова. Как читали они эти слова и как мы их читаем? Все их читали, все знали их наизусть, и никто не понимал духа и смысла этих слов. Дальше выясняется, что этот законник, желая оправдать себя, говорит: «А кто есть ближний мой?»

Он знает слова Божии, знает заповедь о любви, но не знает, кто является его ближним. Тем самым он обнаруживает, что эта заповедь о любви ему на деле неизвестна, он не знает, к кому должна быть обращена его любовь. Эта любовь не проявилась в его жизни.

 Точно так же богатый юноша в другой притче спрашивает: «Что мне делать, чтобы достигнуть жизни вечной?» (Мф. 19, 16-22). Господь говорит ему: «Знаешь заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не воруй, почитай отца твоего и мать». И тот говорит: «Все это я соблюл от юности моей». - «Тогда оставь все, - говорит Христос, - и следуй за Мной». И обнаруживается, что этот богатый юноша тех заповедей на самом деле не соблюдал, потому что все они говорят о той же самой тайне любви к Богу и к человеку.

Только Духом Святым, только даром Христовым, который открывается сердцу покаянному, смиренному, чистому, сокрушенному, ищущему Бога, алчущему и жаждущему правды, открывается смысл слов Христовых, этой вечной заповеди Господней. И открывается содержание этой притчи, которая предельно проста, ясна каждому человеку без исключения. Нет, наверное, ни одного человека на свете, который не мог бы понимать этой притчи. Однако духовные глубины ее не могут быть постигнуты простым умом.

 Святые отцы, которые жизнью своей исполнили Евангелие и потому познали глубину его, объясняют нам, что этот человек, избитый разбойниками и ограбленный ими, есть Адам и весь человеческий род, все люди без исключения. И путь из Иерусалима в Иерихон есть путь, которым идет все человечество, обманутое сатаной. Из небесных обителей, из тех селений, где Бог и Ангелы, из Иерусалима - в Иерихон, в долину слез и смерти - путь нас всех. Разбойники - это злые бесы, которые ограбили, грабят, раздевают, лишая одежды благодати Господней всех людей, ранят смертельно души грехом, различными пороками. Каждый человек в отчаянии лежит израненный у дороги жизни. И он не может, на самом деле, духовно двинуться ни вперед, ни назад.

 Таково его состояние.

 А левит и священник - это пророк Моисей, который дает закон - жизнь по правде, по совести - и все другие великие пророки, которые ищут спасения этой правдой. Но ни закон, ни пророки не могут дать исцеление человеку, они могут только пройти рядом и мимо. Подойти совсем близко к раненому человеку, посмотреть на него и идти дальше. Только самарянин, который есть Христос, может на самом деле спасти его. Между прочим, самарянин - это язычник, грешник. Потому что Христос отождествляет Себя со всеми грешными, со всеми погибающими людьми.

 Как Он сжалился над этим человеком, так исполняется Он жалости к каждому человеку. Господь совершает до конца этот путь сострадания и милосердия. Самарянин не просто перевязывает раны раненому, избитому до полусмерти человеку и оставляет его на дороге - какая польза была бы от этого! Он не просто его сажает на своего осла и привозит в гостиницу. Тоже мало было бы пользы от этого, потому что хозяин гостиницы мог бы сказать, что он не будет содержать в своей гостинице неизвестно кого, у него нет для этого средств. Он мог просто не принять или потом выбросить этого раненого из своей гостиницы. Потому самарянин оплачивает все за него.

 Очевидно, это самое большее, что может совершить, и совершил бы всякий другой человек, но самарянин не удовлетворяется этим, он говорит, что он обязательно возвратится, чтобы посмотреть, что происходит с этим раненым человеком. И что он заплатит все, что истратит хозяин гостиницы, сверх того, что он дал ему.

Такое милосердие проявляет не брат по отношению к брату, а самарянин по отношению к еврею, то есть враг по отношению к врагу. Вы видали когда-нибудь подобное? Как это понять? Господь являет нам полноту милосердия - то, что превосходит всякое человеческое понимание. То, что на самом деле является Божественным небесным милосердием, которое принес Христос на землю и которое обращено к каждому человеку без исключения. И такому милосердию должны научиться все люди.

 Что означает, говорят святые отцы, возливание на раны самарянином вина и елея? Почему Апокалипсис говорит: «Вина и елея не повреждай» (Откр. 6, 6)? Когда наступит время погибели и разрушения всего - «вина и елея не повреждай». Это милосердие Божие, любовь Христова, дар благодати Духа Святого и Евхаристии, которые, что бы ни происходило в мире, не могут быть повреждены, они всегда будут в Церкви.

И эти два сребреника, которые дает хозяину гостиницы самарянин, по толкованию святых отцов, есть Ветхий и Новый Завет, слово Божие, которым нужно питать правдой и милосердием душу человеческую и исцелять ее. А некоторые говорят, что это есть Божественная и человеческая природа Бога, ставшего человеком, и здесь тайна Его воплощения, которая касается каждого человека. И это пречистые Его Тело и Кровь, которыми и питается, обретая пищу бессмертия, всякая душа человеческая, спасенная Господом.

 И гостиница есть Церковь Божия, Церковь Христова, Церковь Соборная и Апостольская, где Господь и где апостолы и все, кто исполняет их служение на протяжении всех веков, все отцы и учители Церкви, все священнослужители, о которых притча не говорит ничего. Мы слышим только об этом добром самарянине, потому что он все один делает, никто не помогает ему. Но когда происходит отшествие этого самарянина отсюда - когда Господь покидает нашу землю, Он вручает все Свои сокровища Своей Церкви и поручает ей всех раненых на земле людей. Церковь Христова получила два сокровища от Господа. И Господь говорит, что когда Он возвратится, когда Он придет во Втором Своем и славном Пришествии, то Он воздаст, заплатит все, если мы истратим больше, чем Он нам дал, если только мы способны истратить больше.

 И Господь испытывает Свою Церковь, спрашивает всех нас, исполняем ли мы служение, к которому Он призвал нас. Это относится не только к священнослужителям, но ко всем, принявшим дар родства со Христом, ко всем христианам. Перевязываем ли мы раны людей, которые страдают в этом мире? Помним ли мы о том, что Господь говорит о ранах души, которые больше, чем любые страдания телесные: «Не бойтесь убивающих тело, а души немогущих повредить, бойтесь того, кто по убиении душу может ввергнуть в геенну».

Видим ли мы сегодня на каждом шагу страдания людей, которых Господь посылает нам, с тем, чтобы напомнить, ради чего Он сподобил нас вступить с Ним в родство? Видим ли растление, которое сегодня уничтожает духовно, и нравственно, и физически наш народ - в особенности детей, о которых Христос говорит, чтобы мы не препятствовали им приходить к Нему? Церковь ответственна за то, что она получила от Господа. Святые отцы постоянно размышляют о тайне того, что время начаться суду с дома Божия.

Господь предупреждает о том, что надо прийти в мир соблазнам, но горе тому, через кого соблазн приходит. Святитель Николай Велимирович говорит в связи с этим, что нет большего соблазна, чем равнодушие Церкви к страданиям и гибели других людей. Нет большего соблазна для всего мира. Это даже больший соблазн, чем тот грех, то сатанинское растление, которое окружает нас.

 Мы призываемся сегодня понять, почему Христос говорит этому законнику-богослову, то есть всем нам, знающим то же, что и он знает, и вдруг понявшим, что на самом деле, этого совсем недостаточно (ни священник, ни левит не оказались ближними по отношению к раненому человеку, а близким к нему оказался этот самарянин): «Иди и ты поступай так же». То есть, заповедь о любви к Богу и к человеку, самая главная заповедь, может стать для нас идолом, золотым тельцом - да простит нас Господь! - когда мы поклоняемся ей, и в то же время пальцем ни пошевелим, чтобы исполнить ее на деле.

 «Иди и поступай так же» - говорит Господь человеку, который приступил к Нему, искушая Его. А что значит «искушая»? Чтобы погубить Его, как все книжники и фарисеи, которые хотят уловить Его в слове, чтобы предать Его смерти - так они приступают к Нему. Одно отвлеченное знание - в суд и осуждение нам, тем, кто сподобляется вступить в родство с Богом и со всеми людьми через тот единственный дар милосердия, который делает нас близкими и к Богу и к другим людям. Господь наш Иисус Христос Кровью Своей и Духом Своим Святым открыл нам этот дар, чтобы мы узнали через Него, через эту благодать, через Его любовь, через Его милосердие, как милостив к нам Господь. И как дорог, как близок к нам каждый человек без исключения. 

Проповіді Предстоятеля

ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Статистика посещения

Количество просмотров материалов
996248

УПЦ Херсоно-таврической епархии Свято-Казанская община Чернобаевского благочиния
пгт. Чернобаевка, ул. Октябрьская, 46-а (Новый Храм),
ул. Первомайская 64 (старый Храм),
+38 050 287 28 61; +38 096 591 70 94 - Церковная лавка,
тел. (0552) 777 095
Храм Свято-казанской иконы Божией Матери © 2009 - 2018