Неделя 24-я по Пятидесятнице // о воскрешении дочери Иаира

Евангелие гл.8, ст.41-56, о воскрешении дочери Иаира

И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, о воскрешении дочери Иаира

Иисус возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее...  Лк. 8, 54–55
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Благо тому дому, в который приходит Христос Спаситель. Нет такой беды, которую не превозмог бы Победитель смерти, нет такой утраты, которую бы не восполнил Даритель вечности, и нет такой печали, которую бы не исцелил Утешитель скорбящих. Там, где Господь, слезы сменяются радостью, торжествует надежда, отчаянье уступает место ликованию.

Вот так же скорбен был дом благочестивого Иаира до того, как на его порог ступил Сын Божий. В этом доме умирала от тяжелой болезни единственная дочь Иаира, двенадцатилетняя девочка. И как горько было отцу и матери видеть ее мученья, читать в ее глазах безмолвную просьбу: «Помогите!» Чем могли родители помочь умиравшей дочери? Разве способен земной человек спасти от смерти ближнего своего?

Но вот в сердце Иаира проснулась надежда – он услышал, что вблизи его дома находится великий Исцелитель, могущий одним словом излечить самые тяжелые недуги.

Незадолго до того Сын Человеческий изгнал легион бесов из гадаринского одержимого. Весть об этом чуде потрясла иудеев. Сам исцеленный ходил по Десятиградию, рассказывая о явленной ему милости Божией – и те, кто раньше видел его звероподобным рычащим существом, изумлялись – так спокоен и величаво красив стал он, облеченный в светлые одежды, так разумны и проникновенны сделались речи бывшего бесноватого. По его слову уверовали в Спасителя, и когда возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его (Лк. 8, 40).

Среди таких уверовавших и надеющихся оказался и Иаир, отец умиравшей девочки. Он надеялся, что исцеливший ужасного бесноватого Сын Человеческий смилуется и над больным ребенком. Движимый скорбью и упованием, он пробился сквозь окружавшую Спасителя толпу, и пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом (Лк. 8, 41). Иаир был начальником синагоги, учителем народа, пользовался всеобщим уважением и почетом, но вот, смиренный горем, он на глазах всего города упал к ногам неведомого Пришельца. И как возликовал Иаир, когда Иисус снизошел к его смирению, согласился посетить его дом! «Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, что просит», – говорит преподобный Иоанн Лествичник.

Иисус шествовал к дому Иаира медленно, потому что Его пути мешала жаждущая чудес толпа. В это время к Иаиру, сердце которого учащенно билось от нетерпения, подошел слуга, сказавший: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя (Лк. 8, 49). Снова несчастный отец оказался на грани отчаяния, но Спаситель ободрил его: не бойся, только веруй (Лк. 8, 50). На что, казалось бы, оставалось надеяться Иаиру? Все кончено, дочь умерла. Однако слова Спасителя вдохнули в Иаира мужество – и вопреки всякой очевидности, всем доводам рассудка он продолжал веровать. Такая вера есть подвиг в очах Господних, и Сын Божий не умедлил с наградой верному.

 

Она не умерла, но спит (Лк. 8, 52), – сказал Спаситель, ступив на порог дома, где покоилось бездыханное тело девочки. Родственники и знакомые Иаира, пришедшие разделить его горе, ответили на эти слова Спасителя горьким смехом. Они доверяли только своему рассудку, который говорил: тот, кто не дышит, у кого не бьется сердце, чье тело успело похолодеть, – мертв и никогда не встанет. Таковым Господь не являет чудес, ибо они недостойны их.

Спаситель выслал вон (Лк. 8, 54) всех этих маловеров. В доме остались только апостолы Христовы и родители девочки, чья любовь была сильнее доводов холодного рассудка. Взяв ребенка за руку, Иисус возгласил: девица! встань (Лк. 8, 54). И она встала – живая, радостная и просветленная.

По вере родителей Сын Божий совершил чудо телесного воскрешения их дочери. Евангелие говорит нам о том, каким образом это произошло: возвратился дух ее (Лк. 8, 55). В этом – благая весть о бессмертии нашем. Тело человеческое, взятое из земли, возвращается в землю. Но дух человека, рожденный дыханием Божиим, нельзя уничтожить – он не может сгнить, смешаться с землей, бесследно исчезнуть – он переходит в вечность. Эту-то бессмертную частицу вернул Иисус в тело дочери Иаира, совершая чудо воскрешения.

В течение нескольких веков, начиная с эпохи фальшивого «просвещения», среди людей господствовало душепагубное мнение о том, что за порогом смерти – ничего нет, черная дыра, абсолютное небытие. Эта мрачная теория есть хула на Всемилостивого Творца, надругательство над любимым Его созданием – человеком, будто бы представляющим собою лишь потенциальный корм для могильных червей. Мысль о смертности души гордым суемудрам была конечно же внушена никем иным, как человекоубийцей-диаволом. Какая праведность, какая нравственность могли явиться в человеке, думающем, что все его существование заключено в мимолетных земных годах, не верящем ни в загробную награду, ни в загробное наказание? Забывшее Бога общество становится жестоким и сластолюбивым, ибо смысл жизни видит лишь в удовольствиях, остерегается лишь земных властей. Если нет Бога и бессмертия, зачем жертвовать чем-то для других вместо того, чтобы «наслаждаться жизнью»? Зачем бояться греха и преступления, если нет Высшего Судии? Кротость и милосердие, мир и взаимная любовь становятся невозможными там, где народ развращен безбожием.

Думая, что поклоняются «науке и прогрессу», суемудры на самом деле поклонялись смерти и отцу ее – диаволу. Духа злобы не смущало то, что отрицающие все «сверхъестественное» не признают и его самого – «князя тьмы», главным для лукавого было их противление Господу. «Самой коварной уловкой диавола было уверить людей в том, что его не существует», – заметил однажды французский философ Боссюэ. Враг рода человеческого радовался, видя, как соблазненные материализмом погрязают в грехе, чтобы после кончины попасть в лапы бесов на вечную пытку.

В нынешнем веке Господь сжалился даже над теми, кто верил только в науку. Бессмертие человеческой души в наши дни признано «медицинским фактом». Поэтому мысль о загробном Суде мешает некоторым предаваться греховным удовольствиям, следовать нечистым похотям. «О лукавый демон, ненавистник добра и людей, нечистый дух! С каким ухищрением запинает, обольщает и убеждает он каждого! Владыка Христос взывает и через пророков, и через апостолов, и через Евангелие, и из многих внимают немногие. Диавол призывает гуслями, ликованием, бесовскими песнями, и собирает к себе множество. Часто люди, целый день трудясь для чрева, и целую ночь проводят без сна на погибель душ своих, играя и служа игралищем», – так, скорбя о погибающих, говорит преподобный Ефрем Сирин.

Христианам, владеющим Божественным Откровением, никогда не требовалось никаких «научных доказательств» бессмертия человеческой души, которая по делам своим или возвращается к Небесному Отцу, или ниспадает во тьму кромешную. Так же непреложно и предреченное Господом телесное воскресение всего человечества на Страшном Суде Божием.

Как некогда Творец воздвиг из земли первых людей, так в урочный час Всемогущий возведет из могильного праха всех, кто когда-либо жил в этом мире. Преподобный Ефрем Сирин пишет об этом великом часе свершения судеб Божиих:

«Омрачится свет солнечный, и спадут звезды, небо совьется, как свиток, загремит великая труба и страшным звуком пробудит всех от века мертвецов, опустеют таинницы ада. Явится Христос на облаках со святыми Ангелами судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его, земля представит тело человеческое, как приняла его; хотя бы растерзали его звери, пожрали птицы, раздробили рыбы. Тело праведного сияет семикратно паче света солнечного, а тела грешников оказываются темными и исполненными зловония; и тело каждого показывает дела его, потому что каждый из нас дела свои носит в собственном теле своем. И тогда свершится тяжкое испытание дел наших».

Проповедь протоиерея Александра Шаргунова

Дорогие во Христе братья и сестры!

Никому из нас неведомо, в какой день и час призовет нас Господь. Дочери Иаира исполнилось всего двенадцать лет, когда она переступила порог смерти, и лишь по особой милости Спасителя продлилась ее земная жизнь. Есть несметное множество примеров того, как внезапно уходят из этого мира люди в расцвете молодости, здоровья и сил. Как бы крепок и бодр ни был человек, пусть не думает он: «У меня еще есть время обратиться ко Господу», пусть не откладывает на ненадежное «завтра» труд своего спасения. Сегодня и сейчас совершенное доброе дело может оказаться тем крылом, которое вознесет нас к вечному блаженству. Сегодня и сейчас совершенный грех может превратиться в тот камень, который увлечет нас в адскую бездну. Об этом предупреждает нас святой Апостол Иаков, говоря: Вы... не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (Иак. 4, 14).

Эта временная жизнь ценна не сама по себе, но как дарованная нам Всевышним драгоценная возможность возрастить свои души в Богопознании, украсить их благочестием, омыть покаянием и смирением, дабы соделаться достойными Царства Небесного. Будем же дорожить каждой минутой быстротекущего бытия для духовного преуспеяния, зная, что труд наш не тщетен пред Господом (1 Кор. 15, 58). Аминь.

Проповедь протоиерея Александра Шаргунова 

 

Мы слышим Евангельский рассказ об исцелении кровоточивой женщины и о воскрешении дочери Иаира. Нам явлено чудо любви Христовой - избыточествующей любви, потому что Господь идет по просьбе начальника синагоги Иаира исцелить его болящую дочь, и попутно по дороге совершает чудо исцеления безнадежно больного человека. Эта любовь, эта сила жизни исходит от Него, и она действует непрерывно. Оттого что Он как будто бы замедлил в пути, теряется смысл Его прихода к начальнику синагоги - потому что, что может молитва за человека, когда он умер? И Господь показывает, как велика сила Его любви, воскрешая эту умершую.

 

Господь идет к Своему Кресту, к Своим страданиям. Все, что происходит в Евангелии с самого начала Его служения, есть описание именно этого восшествия. С тем чтобы мы очевидным, видимым образом могли ощутить, что Христос берет на Себя грехи всего мира. Все страдания, все нужды других людей, будь это душевная, или телесная скорбь - чудом Его любви она становится Его собственной нуждой. И Господь исцеляет и воскрешает больную или уже мертвую жизнь.

 

Когда Христос шел вместе с учениками, такая толпа теснила Его, что трудно было проходить через нее. Среди этой толпы была женщина, которой Закон запрещал там быть: она - нечиста. У нее - непрестанное течение крови. А нечистота опасней всякой болезни. Как написано в книге Левит: «Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста; и всякий, кто прикоснется к ней, будет нечист». В противоположность крови, текущей в наших венах, которая есть жизнь, эта кровь принадлежит области смерти и нечистоты. Как и вся толпа, эта женщина влекома целительной силой Господа. Прикосновение к краю одежды Его оказывается достаточным - исцеление происходит мгновенно. В течение долгих двенадцати лет она страдала кровотечением, и истратила все, что у нее было, на врачей, но никто не мог помочь ей. Вдруг Христос остановился и обратился к народу с вопросом: «Кто прикоснулся ко Мне?» «Наставник, - сказал Петр, - народ окружает Тебя и теснит, и Ты говоришь, кто прикоснулся ко Мне». Но Христос сказал: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я почувствовал силу, исшедшую из Меня». Так говорит Он, как будто здесь только одна эта женщина, среди всей громадной толпы. Ответ Петра на вопрос Господа показывает, что он ничего не понимает. Христос говорит о силе, исшедшей из Него. Это сила Самого Бога. Эта чудотворная сила, которой исполнен Господь, скоро будет передана Им двенадцати (Лк. 9, 1-2). В ней - начатки силы Духа Святого, Которого ученики примут только после Пасхи.

 

Что касается кровоточивой, она объявляет перед всем народом о своей болезни и о мгновенном исцелении. Она трепещет, исповедуя, что нарушила Закон. Край одежды Спасителя напоминает о том, что надлежит исполнять все заповеди Господни. «Объяви сынам Израилевым - сказано в книге Чисел, - и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим» (Числ. 15; 38, 40). Мы видим, что вера женщины (а не небрежение о Законе) вела ее ко Христу. И Он с изумлением говорит ей: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя. Иди с миром».

 

Мы тоже страдаем - если не физически, то духовно - от греха. Один человек страдает от гнева и злобы, другой страдает от скупости и жадности, третий страдает от распущенности, которая толкает его на блуд. Четвертый страдает от пьянства, пятый страдает от тщеславия, которое заставляет его искать пустой земной славы. Шестой страдает от зависти, которая мучает его, когда он видит успех и счастье других. Седьмой страдает от лени и расслабленности. Если каждый из нас испытает себя внимательно, то он увидит, что он страдает от того или иного греха. И самое печальное - что грехи эти у нас изо дня в день повторяются. Вчера мы каялись в них, а сегодня повторяем их снова. Грех - род кровотечения, который никогда не кончается у нас и который постоянно ослабляет нас, обескровливает нас, делает нас полуживыми.

 

Как кровоточивая женщина в сегодняшнем Евангелии была неисцельно больна, точно также грехи наши неисцелимы никакими человеческими средствами. Никто, ни один человек, не может освободить нас от греха. Есть только один Господь Иисус Христос, способный исцелить человека от болезни греха и спасти его. Он единый Врач душ и телес наших, Спаситель грешников.

 

И далее повествование снова возвращает нас к Иаиру. Его молитва ко Господу придти к нему в дом уже не имеет смысла - слишком поздно! Но Господь приглашает его идти дальше естественного разума: спасение, которое Он предлагает, требует только веры. Здесь, как и в слове, обращенном к женщине, спасение и вера связаны друг с другом. В устах Господа они соединяются в одно: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Входя в дом, Господь берет с Собой только трех избранных учеников, свидетелей Его силы, а также отца и мать девицы. «Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла». Все кончено, о чем еще говорить! Этот человек, эта жизнь, этот народ, это человечество - мы достоверно знаем - уже мертвы. Зачем еще ломать комедию?

 

Как наинской вдове, Господь говорит со властью: «Не плачь!» Воскрешение совершается Его прикосновением к умершей и повелением: «Девица, встань!» «И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть». Мы слышим слова, которые Церковь с самого начала употребляет, говоря о воскресении: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5, 14). Как у женщины, страдающей течением крови, чудо совершается мгновенно. Повеление дать есть девице показывает реальность ее возвращения к жизни. Так Сам Господь по Своем воскресении будет есть и пить с учениками Своими во уверение реальности Своего человеческого тела.

 

Господь напоминает нам, что вся наша жизнь - это сплошная утрата. Мы все время теряем, а Господь не исцеляет нас, не избавляет нас от страданий, от тревог и смерти. Он хочет нам дать смысл, Он хочет, чтобы мы прикоснулись к Его силе. Чтобы не было этого бессмысленного тупика и отчаяния, в котором живут люди, не прикоснувшиеся ко Христу. Чтобы мы узнали, что в страдании и смерти есть эта жизнь избыточествующая, которую Господь нам принес. Есть эта любовь, которую не может отделить от нас никакая смерть, никакие страдания, потому что Господь присутствует с нами. И когда умирает наш близкий человек, мы должны прикасаться к тому, что Христос совершил и совершает ради этого человека.

Мы знаем, что Христос Своей любовью все совершил и победил смерть и всякое зло. И сейчас мы приходим к Нему в Церковь, и мы знаем, где мы можем прикоснуться к Нему и как прикоснуться.

ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Статистика посещения

Количество просмотров материалов
700997

УПЦ Херсоно-таврической епархии Свято-Казанская община Чернобаевского благочиния
пгт. Чернобаевка, ул. Октябрьская, 46-а (Новый Храм),
ул. Первомайская 64 (старый Храм),
+38 050 287 28 61; +38 096 591 70 94 - Церковная лавка,
тел. (0552) 777 095
Храм Свято-казанской иконы Божией Матери © 2009 - 2018