Успенский Пост

О посте

Возлюби нищету Христову, чтобы там обогатиться тебе Христовым Божеством. Возлюби прекраснейший пост — дело досточестное и богоугодное. Пост — колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков; умудряет законодателей. Пост — доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост — оружие доблестным, училище подвижников. Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост — доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо. Пост — матерь здравия. Пост — наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам. У постящихся тело честно, и душа драгоценна. Пост упокоил Лазаря в недрах Авраамовых.

Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас прияло Авраамово лоно. Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пьянства, этой матери блуда. Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святого. Пост — благоустройство города, благочиние торжища. Пост — мир в домах. Пост — попечитель и предохранение девства. Пост — путь к покаянию. Пост — виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать, постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти свои огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают ее в разбитую бочку. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата. Господу слава и держава во веки веков! Аминь. 

Преподобный Ефрем Сирин
Преподобный Ефрем Сирин. Избранные творения

Успенский пост с 14 по 28 августа

Дмитрий Абушкин

14 августа по новому стилю, 1 августа по старому, в день, когда православная церковь отмечает праздник происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, у православных христиан начинается Успенский пост.

Продлится он две недели и завершится праздником Успения Пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа.

Обычай непрерывно поститься в дни от 1 до 15 августа по старому стилю был «официально» закреплен для всех православных христиан на Константинопольском Соборе, проходившем в 1166 году. Успенский пост, единственный посвященный православной церковью Богородице, был установлен в подражание Ей, пребывавшей перед своим успением на небо в посте и молитве. И хотя сама Божия Матерь, конечно же, как чистая и всенепорочная, в посте не нуждалась, «Она, превышающая и превосходящая жизнью Ангелов, явила ангельское воздержание, часто молилась, чтобы чрез Божественного Духа соединиться блаженною душею с Своим Сыном и стать нашею ходотайницею, и тогда в особенности постилась, когда приблизилось для нея время преставления отсюда, истончавая Себя святою любовию к Сыну» (протоиерей Г. С. Дебольский).

Успенский пост в отношении еды достаточно строг. В идеале в понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть принимать сырую пищу без варки. Во вторник и четверг – вареную пищу, но без масла. А в субботу и в воскресенье можно кушать вареную пищу с маслом и дозволяется вино. В праздник Преображения Господня, который празднуется 19 августа по новому стилю, разрешается рыба.

Но такая мера поста сегодня под силу немногим, поэтому меру строгости своего личного поста лучше всего обсудить со своим духовником: каждый человек уникален и для каждого человека будет своя мера поста. Мера поста может зависеть и от духовного состояния человека, и от его болезней и от множества других обстоятельств. Только нужно помнить, что без духовника есть риск пойти на крайности: либо установить для себя слишком строгое, непосильное, правило, либо, наоборот, установить слишком простое или вообще отказаться от поста (что для православного христианина неприемлемо – хоть в чем-то пост должен соблюдаться). Но и в том, и в другом случае человек себе может нанести такой вред, что с ним впоследствии будет достаточно тяжело справиться.

Поэтому, даже тогда, когда нет духовника, не стоит принимать решения о посте самостоятельно. Нужно помнить, что каждый человек уникален и то, что разрешено постом одному человеку, другому может быть только во вред. Именно поэтому, когда мы читаем проповеди священнослужителей, когда обращаемся к опыту других православных верующих, нужно помнить, что священнослужители давали советы конкретным людям в конкретных обстоятельствах. В иных обстоятельствах и иных людям они могли бы дать совсем другие советы. И потому есть риск даже самые мудрые проповеди и советы обратить себе во вред, если воспринимать их без размышлений и поправок на себя и свою ситуацию.

Посоветоваться о мере своего поста лучше всего во время личной беседы со священником. Но сделать это лучше всего не «на бегу», а заранее договорившись о такой беседе с конкретным священником. Современная ситуация такова, что у священников очень много обязанностей и забот и часто им не хватает времени для того, чтобы сию минуту обстоятельно поговорить с пришедшим человеком. Но редко кто из священников откажется от подобной беседы, если о ней договориться заранее.

Впрочем, нужно помнить и то, что пост не исчерпывается одним лишь воздержанием в еде. Сама по себе еда нас не удаляет и не приближает к Богу. Можно употреблять в пищу формально постные блюда, например, постные торты, соевое мясо, пить соевое молоко, но при этом объедаться так, что все тело становится тяжелым и ленивым, а сам человек теряет способность четко и ясно мыслить. Современные технологии позволяют формально соблюдать пост, но при этом доставлять радость от вкусной пищи своему желудку. Такой пост принесет скорее вред, чем пользу. Поэтому нужно помнить, что смысл поста – не в отказе от какой-то еды, что пост – это не диета. Смысл поста заключается в другом: очистить свое сердце от всякого зла, научить его любить Бога и окружающих нас людей. А это достигается через духовное совершенствование, которое немыслимо без молитвы к Богу и без воздержания от разнообразных телесных удовольствий, и прежде всего – еды.

Старец Зосима Верховский говорил: “Не гонитесь за одним постом. Бог нигде не сказал: аще постницы, то мои ученицы; но аще любовь имате между собою. И диавол никогда не ест и не спит, но все он диавол. Без любви и смирения, от одного поста и бдения, из человека сделается, пожалуй, бесом”.

Поэтому Церковь во дни поста предлагает как можно чаще приходить в храм на богослужение, а если нет такой возможности, то как можно чаще прибегать к молитве дома или в других местах. Часто мы этого не делаем под тем предлогом, что у нас нет времени. Но если честно посмотреть на распорядок своего дня, можно увидеть, что у нас находится время на пустое общение, на какую-то деятельность в интернете, находится время смотреть развлекательные телепередачи. Даже просто ограничивая себя в этих и многих других развлечениях, отказываясь от излишней заботы о своем насущном хлебе, мы можем выделить время на молитву. Впрочем, следует отметить, что и в молитве следует избегать крайностей: не брать на себя слишком легкое или слишком тяжелое правило, о чем тоже следует посоветоваться со своим духовником.

В эти дни Церковь призывает нас внимательно следить за своими поступками и мыслями. Стараться по мере своих возможностей с любовью и вниманием относится к родным и близким, друзьям и знакомым, коллегам по работе. Стараться сдерживать свои эмоции, гнев, зло, учиться прощать оплошности и дурные поступки других. Стараться не пускать в голову дурные мысли, отгонять их по мере своих сил и возможностей. И, конечно же, не забывать постом об исповеди и причастии – стоит хотя бы раз исповедоваться и причаститься.

В этом году праздник Успения Богородицы приходится на пятницу, а это значит, что этот день тоже будет постным. Правда, по случаю праздника, в этот день дозволяет вкушать рыбу, но разговеться после поста можно будет только лишь на следующий после праздника Успения Богородицы день, в субботу 29 августа.

К старцу Порфирию (Баирактарису) однажды пришли молодожены и поведали о своем разногласии: муж соблюдал посты, а жена — нет, потому что была воспитана иначе и просто не привыкла соблюдать постов. Старец дал такой совет супругу: «Постись, как ты всегда постишься, но не заводи разговора о постах со своей женой. Во время постов всегда держи свой холодильник полным еды. Пусть твоя жена ест, а ты храни свой пост.» Вскоре супруга тоже начала поститься, созревши для этого.

Старец Паисий Святогорский говорил о посте: «Если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться? Вот снова пришла пятница — и надо поститься», то он себя мучает. А вот вникнув в смысл и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться. «В этот день, — будет думать такой человек, — Христос был распят. Ему не дали пить даже воды — Его напоили уксусом. И я сегодня целый день не буду пить воды». Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьёт самые лучшие прохладительные напитки.Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает Божественной помощи. «

Преподобный Дорофей Палестинский говорил: «Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела.»

http://www.pravmir.ru/nachalsya-uspenskij-post/

Маркова Елена:
"Большинство читателей знают, что Успенский пост строгий – практически как Великий. Не вкушают рыбу, кроме Преображения Господня, до Преображения не вкушают плодов нового урожая, с едой в принципе все понятно.

Но пост — это все же, прежде всего, школа божественной любви. И ясное, простое и понятно средство, которое дает Церковь, чтобы противостоять злу. Извне и изнутри. Успенский пост — это еще и труд благодарности, который верующий человек может принести Матери Божией.

Никак нельзя нам забывать Матери Божией, такое пришло время, что без Ее благодатного покрова трудно, почти невозможно противиться злу, лукавству и жестокости мира. И через Ее материнское чувство к нашему Спасителю мы можем получить укрепление наших духовных сил, которых на поверку оказывается исчезающе мало."

http://www.pravmir.ru/uspenskij-post-est-li-more-v-kotorom-nelzya-utonut/


"Попробуйте в наступающий Успенский пост помолиться молебным каноном Богородице с особым внутренним вниманием к словам этого простого, но глубокого как море божественной любви молитвословия, и Матерь Божия всегда будет сохранять вас своим благодатным покровом. Не уставайте благодарить Ее за это."

Успенский пост

Успение Божией Матери. Икона Новгородской школы. 1-я половина XIII в.

Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели — от 1 до 15 августа (по ст. стилю).

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.

В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний — в седьмом месяце (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)".

Святой Симеон Солунский пишет, что "Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас".

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Человек дорог у Господа, весь мир ему покорен; Сам Сын Божий сошел с небес на землю для спасения его от вечных мучений, для примирения его с Богом. Всякие плоды, разные плоти животных отданы ему в снедь, разные пития даны ему для услаждения его вкуса, — но не для пристрастия, не в единственное наслаждение. У христианина есть наслаждения великие, духовные, божественные; этим-то наслаждениям надо подчинять всегда плотские, умерять или совсем прекращать их, когда они препятствуют наслаждениям духовным. Значит, не для опечаливания человека запрещаются пища и питие, не для стеснения его свободы, как говорят в свете, а для того, чтобы доставить ему истинное услаждение, прочное, вечное, и потому именно и запрещаются скоромные снеди и винные напитки (в пост), что человек-то очень дорог у Бога и дабы вместо Бога не прилепилось сердце его к тленному, которое его недостойно. А поврежденный грехами человек удобно прилепляется к земным удовольствиям, забывая, что истинное наслаждение его, истинная его жизнь есть Бог вечный, а не приятное раздражение плоти.

http://www.pravoslavie.ru/put/1443.htm

ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Статистика посещения

Количество просмотров материалов
950138

УПЦ Херсоно-таврической епархии Свято-Казанская община Чернобаевского благочиния
пгт. Чернобаевка, ул. Октябрьская, 46-а (Новый Храм),
ул. Первомайская 64 (старый Храм),
+38 050 287 28 61; +38 096 591 70 94 - Церковная лавка,
тел. (0552) 777 095
Храм Свято-казанской иконы Божией Матери © 2009 - 2018