Газета "Православное слово" № 47, февраль 2010 год РХ

храмГосподи! Светом Лица твоего исправь меня ныне…

Это искренние, смиренные слова звучат ныне в храмах. Снова мы входим в святое время Великого поста. И всегда это происходит, как и первый раз, независимо от того, сколько лет человек живет христианской жизнью. Почему так? Да потому, что пост – личный подвиг, ведущий навстречу Истине, Любви, Свету. И перед этим замирает всякая христианская душа. Она понимает одновременно немощь свою и величие Призыва Господнего к святости.

Великий пост: человек склоняет главу перед заповедями Господними, перед Голигофскими страданиями Иисуса Христа, чтобы войти в Пасхальные дни обновленным, обмытым от грехов.В этом радость поста: каждый момент ощутить себя воином Христовым, а не только пылинкой среди земных забот.
Поэтому на должно вникать сущность роста, чтобы не умалить его простым ограничением в пищи и удовольствиях. Сам Христос Спаситель личным примером сорокадневного пощения освятил и узаконил человечества дни поста.О Великом посте написаны миллионы страниц, опыт Церкви дан нам в поучениях святых отцов и обычных людей, чтобы благодаря этим указателям мы правильно отправились в великопостный путь и правильно его прошли.В постной Триоди по дням великопостных богослужений находим мысли знаменитых учителей Церкви: преподобных Феодора и Иосифа студистов, святых Анатолия Патриарха Константинопольского, Андрея Архиепископа Критского и много других песнопевцев. Их наставления учат истинно поститься.У поста есть словно два крыла: телесное воздержание и душевное.Телесный пост необходим христианину. Если кто беспорядочно и неразборчиво вкушает пищу – то возбуждает страстность, огрубляет душу и мешает ей молиться. Праотцы человеческого рода Адам и Ева через вкушение запрещенного Богом плода лишились Божией благодати и были изгнаны из рая.Как уточняет епископ Вениамин (Милов), под именем телесного поста разумеется временное воздержание от мяса, молока, сладких яств, вина, телесного сладострастия и других неумеренных требований тела. Даже растительную пищу должно употреблять умеренно. Постящийся препоясывает чресла целомудрием. Он чистым является Спасителю, ищущему в людях всецелой чистоты. Телесный пост обессиливает две страсти – блуд и чревоугодие. Глубже в их душе лежат корысть и гордость. Здесь не миновать испытаний на пути поста душевного. Да, многие готовы отказаться от мяса и яиц. А так ли скоро человек откажется от гнева, лукавства, презрения к другим, лести, лжи, брани, оговоров, скупости? Так ли скоро прекратит всякую злобу, сварливость, зависть, несправедливость?Для этого понадобится вся жизнь, без остатка. Невозможно весь этот груз скинуть без остатка.
Затем и дано нам, прожить череду постов, испытаний, недоумений... Чтобы не впасть в уныние, следует рассудительно ставить себе задачи. Всякая большая работа делается по частям. Нужно избавляться от плохого последовательно, понемногу, но надежно, усилием воли не возвращаясь больше к приманке например, пьянства или курения.Кто, постясь телесно, не очищает души от греховных помышлений, чувств и дел, тот напрасно радуется своему мнимому посту. Он – лжец пред Богом и подобен демонам, которые никогда не едят. Но как избавится от вредных помышлений? Не давать им места. Молиться тепло, с полным вниманием, собранностью…Читать творения святых отцов, жития святых. Святитель Феофан Затворник объясняет, что ум – сила самодвижущая, как жернова, что положишь, то и перемелет. А значит, надо давать уму благую пищу. Душевный пост начинается с хранения чистоты ума.Если человек действительно поститься, в нем заметны перемены. Он делается лучшим, сердечно мягким, любящим всех, светлым, бодрым, хранителем чистоты ума и сердца. Из его уст не слышны осуждения других и злоречия. Он работает Христу, ненавидит темные и горькие злобы.
Истинные постники не тяготятся постом, не унывают. В ожидание прощения от Бога они исполнены духа всепрощения и дел милосердия. Кающийся должен изменить прежнее небрежное отношение к людям, стать милостивым.Поститься по учению Церкви, это пережить переворот личного настроения и обраться к Господу, к исполнению Его заповедей. Недаром святые отцы называют Великий пост духовной весной.И если усилия телесного поста прекращаются, то пост душевный мы должны хранить без отдыха. Видя наши усилия, Господь придет на помощь. Что мы не можем одолеть, незримо довершает благодать Божия. От нас требуется только решимость стать на этот путь и не сворачивать.
Доброго Вам пути!
Архимандрит Николай (Бузыка)
Настоятель Свято-Казанского храма пгт. Чернобаевка

 

ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Статистика посещения

Количество просмотров материалов
641963

УПЦ Херсоно-таврической епархии Свято-Казанская община Чернобаевского благочиния
пгт. Чернобаевка, ул. Октябрьская, 46-а (Новый Храм),
ул. Первомайская 64 (старый Храм),
+38 050 287 28 61; +38 096 591 70 94 - Церковная лавка,
тел. (0552) 777 095
Храм Свято-казанской иконы Божией Матери © 2009 - 2018